"Пожарная охрана изначально создавалась как добровольная"
С декабря 2012 года добровольные пожарные будут получать по 5 тыс. рублей в месяц. Для того чтобы претендовать на такую выплату, надо соответствовать ряду критериев. Что это за критерии? И почему в Подмосковье, как и во всей стране, возрождают, казалось бы, навсегда канувший в Лету институт добровольных пожарных? Об этом обозревателю газеты "Ежедневные новости Подмосковья" Алексею Петренко рассказал главный подмосковный пожарный – заместитель начальника Главного управления МЧС России по Московской области (по ГПС) Вадим Беловошин.
– Вадим Евгеньевич, а зачем вообще нужны добровольные пожарные, профессионалов не хватает?
– Пожарная охрана вообще создавалась изначально как добровольная. Ее история отсчитывается с середины XVII века, от царя Алексея Михайловича, который издал «Наказ о градском благочинии». Наказ определял штатный состав пожарной охраны, ее техническое обеспечение, источники финансирования, устанавливал постоянное дежурство и даже предусматривал наказания за нарушения правил обращения с огнем. Профессиональные же пожарные части появились всего лишь в конце позапрошлого, XIX века. Но все равно, добровольные пожарные всегда составляли основную часть пожарной охраны нашей страны. Как, впрочем, и других государств. Например, Германия, как и ее соседи по Европе, не позволяют себе содержать большой штат профессиональных пожарных. Там даже по технике соотношение такое: у профессиональных пожарных меньше 10 тыс. пожарных машин, а у добровольцев – более 60 тыс.
– Вы говорите, что добровольные пожарные составляли большую часть пожарной охраны нашей страны, почему же ситуация так резко изменилась, что приходится этот общественный институт, по сути, возрождать?
– Добровольная пожарная охрана существовала ровно столько, сколько жила в России система колхозов и совхозов. Профессиональные пожарные в Советском Союзе охраняли, как правило, крупные города, большие предприятия, а вся остальная территория страны была прикрыта добровольцами. Крупные колхозы и совхозы позволяли себе даже единолично содержать пожарные команды. После ликвидации коллективных хозяйств, ликвидировали и добровольных пожарных. На начало 2000-х годов система добровольцев в Московской области, например, насчитывала более 500 добровольных пожарных команд, к 2012 же году их осталось единицы. 2010 год, я имею в виду летние пожары, показал, что прикрыть огромные территории только силами профессиональных пожарных частей невозможно – не поставишь же у каждой деревни пожарную часть. Да и не хватит профессионалов для этого – на сегодняшний день в стране насчитывается немногим больше 200 тыс. профессиональных пожарных. Для того же, чтобы «закрыть» все территории, как требуется по техническому регламенту, надо будет увеличить их численность минимум в пять раз. Это дополнительная нагрузка на бюджет. Поэтому и стали возрождать добровольных пожарных – в мае 2011 года приняли Федеральный закон N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
– А каково соотношение штатных пожарных и добровольцев Московской области?
– Пожарных, содержащихся за счет бюджета РФ, в Подмосковье 5 тыс. Содержание еще 8 тыс. человек финансирует областной бюджет. Эти 13 тысяч профессиональных пожарных объединены в 90 федеральных и 140 областных пожарных частей. Есть еще ведомственные противопожарные службы – при аэропортах, железной дороге, воинских частях. Газовики, нефтяники тоже содержат собственные штаты пожарных. Что касается добровольных пожарных, то перед нами стояла задача довести их численность в 2012 году до 52,8 тыс. человек. И с нею мы практически справились – на сегодняшний день число добровольцев в Московской области приблизилось к этой цифре.
– Кто эти люди, что их побуждает идти в добровольные пожарные?
– Мы попытались найти ответ и на этот вопрос – прежде чем выходить с предложением возрождении института добровольных пожарных, с помощью социологических служб провели опросы населения. Вопросы были такого характера: «Ради чего вы бы пошли в добровольные пожарные?». Ответы на выбор – «спасти соседа», «спасти себя, свой дом, свою дачу», «получить дополнительный заработок, дополнение к пенсии или что-то еще». Большинство интересовало материальное вознаграждение.
Были, конечно, и такие, для кого материальные соображения отошли на второй план. Это, как правило, люди, уже объединенные каким-либо общественным движением или общими целями. Поэтому мы поставили перед собой задачу найти такую ячейку общества, в которой уже на основе каких-то интересов люди сошлись между собой, и просто преподносили им эту идею – стать добровольными пожарными.
Есть, например, в Волоколамске колледж права, экономики и безопасности. Одно из его отделений выпускает техников противопожарной защиты. Там, понятно, студенты морально готовы участвовать в тушении пожаров на добровольной основе. Несложно оказалось найти общий язык с казаками, членами конноспортивных клубов, ветеранами-пожарными.
– Неужели в Московской области так много общественных, спортивных и других объединений, члены которых столь активно пополняют добровольные пожарные команды, ведь их, как вы сказали, должно быть 52 800 человек?
– Добровольный пожарный – это не обязательно человек, который работает у огня. Из 52 800 чел добровольцев в области, число которых, повторюсь, рассчитывается по нормативу, исходя из численности населения Подмосковья, около 1,5 тысяч будут непосредственно заниматься тушением пожаров. На остальных ляжет профилактическая работа. Они – добровольцы, но не смогут претендовать на выплаты 5 тыс. рублей в соответствии с постановлением правительства Московской области – для этого надо быть внесенным в реестр добровольных пожарных, участвовать в тушении пожаров, достигнуть 18 лет.
– А что такое клубы добровольных пожарных, которые, как я знаю, создают в муниципальных районах и городских округах?
– Чтобы вы лучше поняли идею таких клубов, объясню их предназначение на примере. Вот набрали мы в Подольском, Ногинском, Павлово-Посадском муниципальных районах, например, по 90 человек, которые непосредственно принимают участие в тушении пожаров, а остальным – еще 1,5 – 2 тысячам, чем заниматься? Они что, каждый сам по себе? Нет, конечно. С ними тоже надо работу проводить – обучить тому, что и как они должны делать, предоставить место, где они могли обменяться опытом. Для этого и предназначен клуб, где все добровольцы могут собраться, пусть не все вместе – сегодня одна группа, завтра другая, третья, пятая, десятая. Но главное, у них есть место, куда можно прийти.
– И помещения для таких клубов находите?
– Находим. У нас в каждом районе есть отделение ВДПО – Всероссийского добровольного пожарного общества, может быть, не все они имеют помещения, но там, где они существуют, размещаем клубы. Собираются добровольцы и в расположении пожарных частей. Здесь, как правило, две комнаты. Одна оборудована как кухонный уголок, в котором можно чаю или кофе попить. В другой стоят кресла, диваны, телевизор, здесь встретиться, побеседовать. Сюда с удовольствием идут школьники, студенты 1-2 курсов колледжей. Принять добровольцами мы их не можем, так как им, как правило, нет 18 лет, в члены клуба – пожалуйста. И они уже, как члены клуба, могут заниматься уборкой сухой травы вокруг своего села, деревни, от которой, как известно, весной происходит большинство пожаров.
– Расскажите подробнее, как организована работа добровольных пожарных, в чьи обязанности входит непосредственное тушение пожаров.
– Еще до начала той работы, которую мы сегодня проводим, организуя добровольные пожарные команды, столкнулись с фактом: люди ищут способы защитить себя и соседей от огня – учатся тушить пожары, покупают мотопомпы, но привлечь их в ряды добровольчества – проблема. Почему? Потому что слишком много формальностей, которыми они не хотят заниматься. Поэтому нашли такое решение: московское областное отделение ВДПО выступило учредителями 28 добровольных пожарных команд, зарегистрированных в качестве юридических лиц. То есть, оформило необходимые учредительные документы, открыло счета в казначействе и предложило добровольным пожарным – избирайте начальника, вот ему печать, вот полномочия, занимайтесь организацией работы дальше. Такие добровольные пожарные команды создаются на территории «столицы» поселения. Здесь стоит специальная либо приспособленная к тушению пожаров техника. По дорогам, которые уходят в разные стороны от «столицы», находится ряд более мелких населенных пунктов – сел и деревень. В них жителей меньше и нет возможности приобрести дорогостоящую пожарную технику. Но здесь живут, где пять, где семь, где девять добровольных пожарных. Схема такова – в «столичных» ДПК постоянно дежурят руководитель караула и водитель – профессиональные пожарные. В задней кабине пожарного автомобиля у них – комплекты боевой одежды. Случись пожар, добровольные пожарные, которые не находятся в части, но знают, кто из них в подобных случаях должен войти в состав пожарного расчета, подходят к пожарной машине, надевают эту одежду и участвуют в борьбе с огнем. Если этот руководитель караула и водитель убыли тушить пожар в любой из населенных пунктов поселения, они не берут с собой добровольцев из «столицы», а привлекают к боевой работе добровольных пожарных из деревни или села, в которое приехали.
- Знаю, что добровольные пожарные жаловались на недостаток помещений для «дислокации» их команд, техники, обмундирования. Удалось решить эту проблему?
– Вот этот вопрос как раз в Московской области не пущен на самотек. Здесь была принята долгосрочная целевая программа, одним из пунктов которой как раз значилась закупка и монтаж пожарных депо из быстровозводимых конструкций. Это такие сэндвич-панели, из которых, как из конструктора, собирают здания – гаражи на две машины – основную и резервную. К ним пристыковывают четыре контейнера – для пункта связи, склада пожарно-технического вооружения, кабинета руководителя и класса, а также для санитарных нужд – кухни, туалета и душа.
– Для тех самых «столиц» поселений, о которых вы говорили?
– Да. И таких депо только в этом году из 40 запланированных 12 ввели в строй, 27 находятся на стадии завершения. На следующий год к ним должно добавиться еще 38. Реализуем программу на принципах софинансирования. То есть, область на себя берет затраты по закупке и монтажу помещений, а выделение земельного участка, его обустройство, заливка фундамента, подключение к электросетям, водоснабжению, канализации – за местными властями. Причем, не просто выделение там, где можно, а где надо – чтобы не было накладок по зонам прикрытия, удобству въезда-выезда и т.д.
– Достаточно ли такого количества – 40 и 38? Ведь у нас в области более 300 районных центров, городских округов, городских и сельских поселений.
– Это не значит, что в каждом поселении мы должны построить новое депо. Дело в том, что в большинстве из них они уже есть – там располагаются профессиональные пожарные подразделения. Потребность, как я говорил, 78 – если сделаем 40 по программе этого года, 38 следующего, то потребность на 100 процентов закром.
– А как дела обстоят с остальной техникой – автомобилями, другим противопожарным вооружением?
– Опять же за счет областного бюджета для тех 40 депо, о которых я говорил, приобретено по автомобилю. Они стоят, ждут своей очереди. Как только открываем депо, загоняем машину. Оплачивает подмосковное правительство и работу по 11 профессиональных пожарных, которые будут нести службу в таких расчетах – из расчета 4-сменного дежурства по графику «сутки через трое» пять водителей, пять начальников караулов и один начальник пожарной части.
Что касается обмундирования, то на настоящий момент мы передали почти тысячу его комплектов, а также и 320 комплектов боевой одежды добровольным пожарным. Но делать это на законных основаниях трудно. Мы – государственная служба, и подобная «благотворительность» может расцениваться как нецелевое использование. Поэтому проблема пока остается. И не только с обмундированием, но и со страхованием добровольных пожарных и многим другим.
– Как, вы считаете, ее можно решить?
– Принять необходимые подзаконные нормативно-правовые акты, которые нам прорисуют, что и как мы можем делать, чтобы не испытывать проблем с обеспечением работы добровольных пожарных. И, конечно же, более заинтересованными в развитии добровольчества в сфере пожарной охраны должны стать местные власти. Есть главы сельских поселений, у иные добровольные пожарные подразделения оснащены лучше, чем некоторые профессиональные части. Вплоть до оборудования помещений депо мебелью, телевизорами, холодильники, микроволновыми печами – без такой бытовой техники нести дежурство, согласитесь, сложно. Но, к сожалению, так обстоят дела не везде. Хотя, не надо забывать, что это, как правило, единовременные затраты. Срок службы пожарной машины, например, 12 лет. Затратил один раз 4 млн рублей за этот срок, и все. Как и на покупку боевой одежды, которую обновляют раз в три года.